Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Модель организации музыкально-театрализованной деятельности МБДОУ № 52 Матрешка

Модель организации музыкально-театрализованной деятельности

«Театр экспромта»

МБДОУ № 52 «Матрешка», с. Кулешовка, Азовский  район

Ростовская область

 

 Актуальность инновационной деятельности. В  ФГОС ДО определена задача по созданию благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

  Театрализованная деятельность развивает творческое начало личности,  

  способной быть инициативной и импровизировать, подходить к проблемным ситуациям с творческой стороны и находить верное решение, применять свои знания и навыки в новых условиях, быть открытой для всего нового и создавать новое и креативное.

Широкое воздействие театрализованной игры на развитие творческих  способностей детей-дошкольников    связано с тем, что в ней объединяется как минимум  три вида художественной деятельности: литературная (текст), музыкальная (напев, танцевальные движения, музыкальное сопровождение) и изобразительная (изготовление элементов декораций, костюмов, афиш). А значит, активность и творчество проявляются ребенком в трех аспектах:

- в создании драматического содержания, то есть в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или в сочинении собственного вариативного, либо самостоятельно созданного сюжета;

- в исполнении собственного замысла, то есть в умении адекватно и полно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимике, пантомимике, движения, напева;

- в оформлении собственного спектакля: декораций, афиш, программ.  

Известно, что театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Однако, педагогическая ценность театрализованных игр будет проявляться при определенных условиях, когда цель организации детского театра будет не в показе спектакля, а именно в воспитании детей, развитии нравственных, волевых, творческих качеств личности (А.И.Буренина, М.И.Родина), в  желании ребенка участвовать в игре, проявляя активность и инициативность.

 Цель: создание в рамках модели «Театр экспромта»  условий для целостного развития ребенка, его потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности, готовности к импровизации и экспромту.

 

 

 Задачи:

  1. Разработка и реализация организационно-педагогических условий эффективного развития творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.
  2. Создание образовательного пространства детской реализации, поддержка творчества, инициативы, развитие способности к импровизации.
  3. Развитие креативных качеств личности ребенка-дошкольника средствами театрализованных игр, этюдов, экспромтов, кинезиологических упражнений,  импровизаций.
  4.  Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития самостоятельности, инициативности,  опыта творческой самореализации   дошкольников. 
  5. Взаимодействие и творческое сотрудничество с семьей в совместной реализации игровых   проектов и   театрализованных постановок.
  6. Разработка и апробация модели единого образовательного пространства развития творческого потенциала дошкольников на  основе социального партнерства и взаимодействия с родительской общественностью:

- внедрение принципов проектирования совместной творческой деятельности детей разного возраста, педагогов и родителей;

-поддержка инициативы детей на основе сотрудничества детей, педагогов и родителей. 

7. Организация социального партнерства с учреждениями культуры.

 

Ожидаемые результаты:

  • Дети любят играть в театр,  могут самостоятельно находить средства выразительности для воплощения образа, эмоционально и выразительно исполнять свою роль, используя интонацию, мимику и пантомимику.
  • Дети понимают смысл музыкальных спектаклей, могут дать характеристику главным персонажам, выбрать из предложенных вариантов музыку для них, декорации к конкретной мизансцене, создать декорации в сотворчестве со взрослыми.
  •  Включение в свободную игровую деятельность детей разученного музыкального репертуара,  знакомых отрывков из спектаклей, придуманной сказки или рассказа  . 
  •  Активное взаимодействие детей, педагогов и родителей в музыкально-театрализованной деятельности   в условиях творчества, игры, общения. Получение удовольствия от процесса совместной деятельности.
  • Создание развивающих материалов, активизирующих самостоятельную творческую деятельность, необходимых для совместных проектов детей, педагогов и родителей с использованием  модели «Театр экспромта».  

 

Принципы:

  1. Принцип эмоционального благополучия – осознанное выстраивание атмосферы доверия, эмоционального комфорта.
  2. Принцип обогащения (амплификации) развития через поддержку детской инициативы и интересов.
  3. Принцип адекватности возможностям, дающий ребенку право использовать опыт и информацию по-своему, индивидуально.
  4. Принцип поддержки игры во всех ее видах и формах.
  5. Принцип поддержки любознательности и исследовательской активности.

 

Этапы проекта музыкально-театрализованной деятельности в рамках модели «Театр экспромта»:

1 этап. Организационно-подготовительный.

1. Создать проектно-творческую группу.

2. Определить модель организации музыкально - театрализованной деятельности в ДОО.

3. Создать условия для успешной реализации экспериментальной деятельности:

-преобразование предметно-пространственной   развивающей  среды;           

-повышение профессиональной компетентности педагогов в применении

технологий, обеспечивающих  творческое развитие детей  в музыкально

театрализованной деятельности;

 -формирования положительной мотивации участников инновационной

деятельности к реализации поставленных задач.    

  1. Создать единое  пространство развития творческой активности

дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности в детском саду и семье.    

5. Разработать  проект,   спланировать проектные мероприятия с учетом  детских пожеланий и интересов.

6. Работа с командой по разработке   реализации выбранной модели и

 ожидаемых результатов.

7. Согласование и утверждение плана с коллегами и руководством ДОО.

2 этап. Основной (практический):

1. Практическая реализация модели, построение модели инновационного образовательного пространства.

2. Интеграция  содержания различных образовательных областей в игровой форме, в педагогических экспромтах.

3. Поддержка инициативы детей на основе сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений. Систематическое сотворчество с детьми и принятие их видения при создании экспромтов, театрализованных постановок, импровизаций.

4. Создание банка инновационных идей (видеотеки и презентации методических материалов).

5. Взаимодействие и творческое сотрудничество с семьей  в совместной реализации игровых творческих проектов, театрализованных постановок, в форме совместной с детьми импровизации музыкальных сказок, организации   образовательной ситуации в форме экспериментирования с музыкальными инструментами и игрушками для озвучивания мизансцен.

6. Реализация плана работы с учреждениями культуры в вопросах развития творческих способностей детей.

  1. этап. Заключительный (обобщающий):

1.Оценка эффективности реализации модели «Театр экспромта». Анализ результатов реализации модели, подведение итогов. Оценка качества образовательного процесса на основе использования модели.

2. Обобщение  педагогического опыта. Трансляция инновационной деятельности на муниципальных, региональных  методических мероприятиях, включая  Всероссийскую творческую группу.

 3. Систематизация материала, накопленного в ходе инновационной деятельности, разработка рекомендаций  по внедрению модели «Театр экспромта».

4.Участие в электронном сборнике со статьей «Развитие творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности  на основе использования модели «Театр экспромта».

 

Список творческой группы:

1. Илясова Екатерина Елизаровна — заведующий МБДОУ № 52 «Матрешка».

2.Горбатенко Алина Алексеевна - старший воспитатель МБДОУ № 52 «Матрешка».

3. Вертий Ирина Ивановна — музыкальный руководитель МБДОУ № 52 «Матрешка».

4. Башун Оксана Геннадьевна — воспитатель МБДОУ № 52 «Матрешка».

5. Ковалева Елена Яковлевна — воспитатель МБДОУ № 52 «Матрешка».

 

Обоснование выбора  и  планируемые  направления для  реализации модели  «Театр экспромта»

С 2021 года в  МБДОУ№ 52 «Матрешка» с. Кулешовка, Азовского района, Ростовской области музыкально-театрализованная деятельность  ведется по трем направлениям:

-Театр на веранде. Это направление нацелено на развитие творческих способностей и креативных качеств личности ребенка-дошкольника теми средствами, которые по праву считаются школой, основой основ театрализованной деятельности. Это театрализованные игры, этюды, экспромты, импровизации, кинезиологические упражнения и гимнастики, направленные на развитие голосового аппарата, пластики, мимики и пр. Название данного направления указывает на то, что данная работа не может ограничиваться временными рамками непосредственной образовательной деятельности, но и весьма эффективно использование иных  режимных моментов, таких как прогулка и время самостоятельной детской деятельности.

-Театр дома. Данное направление нацелено на привлечение родителей к сотворчеству, которое начинается с работы в семьях раннего возраста, разработано на все возрастные категории и нацелено на создание семейных театров.

-Театр в группе. Это направление подразумевает подготовку и выпуск продуктов театрализованной деятельности с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей каждого ребенка.

 

При выборе модели организации инновационной музыкально-театрализованной деятельности, творческая группа единодушно приняла решение остановиться  на модели «Театр экспромта». Данная модель весьма созвучна тому содержанию музыкально-театрализованной деятельности, которое заложено в направлении «Театр на веранде» и эффективно способствует развитию ребенка, его творческих способностей, его потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности, готовности к импровизации и экспромту.

«Фантазеры». Так мы назвали наш театр экспромта.

Планируем реализацию экспромтов в следующих направлениях:

-Адаптированные сказки;

-Сказки-малютки;

- Теневые сказки;

- Песочные анимации;

-Кинезиологические сказки;

-Педагогические экспромты;

-Драматизация песен;

-Драматизация стихотворений;

-Хореографические зарисовки;

-Живая мультипликация;

-Сказки дома.

Подробное описание каждого из них будет представлено вместе с результатом продуктивной деятельности по каждому из указанных направлений.
 

Контакты

346779, Российская Федерация, Ростовская область, Азовский район, с. Кулешовка, ул. Пролетарская, 17-Б



matreshka52@yandex.ru


matreshka52.ru

Статистика

Все статьи398


Категории63


Фотоальбомы199


Изображения1673


Документы642


Видео130


Презентации18